Рассмотрение обращений граждан и организаций
Адрес г. Кыштым ул. Калинина, д. 193
Прокурор города: Ковалев Алексей Валерьевич
График приёма граждан оперативными работниками прокуратуры г. Кыштыма
Понедельник(с 09:00 до 13:00)
(с 14:00 до 18:00)
Прокурор города
Ковалев Алексей Валерьевич
Вторник
Помощник прокурора
Лазарев Евгений Николаевич
(с 09:00 до 13:00)
Помощник прокурора
Авагимова Юлия Александровна
(с 14:00 до 18:00)
Среда
Заместитель прокурора города
Кочетков Анатолий Викторович
(с 09:00 до 13:00)
Помощник прокурора
Кошкин Никита Сергеевич
(с 14:00 до 18:00)
Четверг
Заместитель прокурора
Машаров Артем Анатольевич
(с 09:00 до 13:00)
Помощник прокурора
Ахметова Алёна Александровна
(с 14:00 до 18:00)
Пятница
(с 14:00 до 18:00)
Прокурор города
Ковалев Алексей Валерьевич
Рассмотрение обращений граждан и организаций
Право обращаться в органы власти и местного самоуправления, а также иные организации, осуществляющие публично значимые функции, закреплено в статье 33 Конституции РФ. Тем самым государство обеспечивает возможность активного влияния гражданина на их деятельность.
Однако не всегда обращения рассматриваются так, как того требует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В связи с чем, не удовлетворенные результатами проверок заявители вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав. В данной статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка рассмотрения обращений граждан.
Кто и как имеет право обратиться в органы власти и местного самоуправления с заявлениями, жалобами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Для направления обращения в интересах иных лиц необходимо предоставить доверенность, оформленную в установленном законом порядке.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Отказ в приеме обращения является незаконным и может быть обжалован в судебном порядке.
Что является обращением. Какие виды обращений существуют.
Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально- экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов.
органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Жалоба -— просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Какие требования предъявляются к письменному обращению.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом. В обращении, направленном в электронной форме, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме, либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Обязаны ли органы государственной власти и местного самоуправления рассматривать обращения юридических лиц.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Какие организации и учреждения, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, обязаны рассматривать обращения граждан и юридических лиц.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»установила обязанность государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностных лиц рассматривать обращения граждан и их объединений, включая юридических лиц. К ним можно отнести организации здравоохранения, культуры, образования, центры занятости населения и т.п.
Каков порядок направления и регистрации обращения.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган власти. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Форма уведомления о переадресации избирается органом власти самостоятельно.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Законом установлен запрет направлять (переадресовывать) жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действия (бездействие) которых обжалуется.
В какие сроки рассматривается обращение.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Кем должен быть подписан ответ на обращение. Каким образом заявитель уведомляется о результатах рассмотрения его обращения.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Круг уполномоченных лиц устанавливается внутренними документами органа власти. К уполномоченным лицам могут относится заместители руководителя, начальники структурных подразделений, а также иные должностные лица органов власти.
Ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, либо в форме электронного документа по адресу электронной почты.
Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
В случае неудовлетворения разрешением обращения гражданин имеет право обжаловать действие (бездействие) должностного лица в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок рассмотрения отдельных обращений.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Ответственность должностных лиц за несвоевременное рассмотрение обращений граждан по различным вопросам.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Следует иметь в виду, что положения ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не распространяются на случаи отказа в предоставлении информации, ответственность за которые установлена ст.5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на случаи ненадлежащего рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению, ответственность за которые установлена ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С жалобами по вопросу привлечении должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан следует обращаться в органы прокуратуры но месту нахождения органа власти, поскольку полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 5.59. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наделены только прокуроры. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1) обращаться именно с письменным заявлением, поскольку его регистрация обязывает орган государственной власти, местного самоуправление дать письменный ответ.
2) в случае устного обращения требовать, чтобы его содержание было занесено в карточку личного приема, поскольку в данном случае также дается письменный ответ по существу поставленных вопросов. Однако если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема.
3) в случае неполучения ответа на обращение в предусмотренный Законом месячный срок обращаться именно в прокуратуру, а не в другие правоохранительные органы, поскольку возбуждение дела об административной правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к исключительной компетенции органов прокуратуры.
4) обращаться в прокуратуру как можно в сжатые сроки, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца и начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда гражданин должен был получить ответ.
Обратиться в прокуратуру г. Кыштыма: можно в письменной форме по адресу:
456870, Челябинская область, г. Кыштым, ул. Калинина, 193.
Справочную информацию по обращениям можно получить по телефонам (35151) 4-45-20.
Обратиться в прокуратуру Челябинской области: можно в письменной форме по адресу:
454091, г. Челябинск, ул. Елькина, 11,