Гендерный разрыв в науке: о чём расскажет Всероссийская перепись населения?
12.02.2021 10:03:07
Среди докторов наук мужчин в два раза больше, чем женщин. Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения. По результатам последней Всероссийской переписи населения, в нашей стране насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук. Причем чем выше было звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди кандидатов наук женщин было 265 тысяч или 44%, то среди докторов наук — 41 тысяча, 33%. В Челябинской области численность жителей, имевших ученую степень, составляла почти 10 тысяч человек, в их числе кандидаты наук – 8,3 тысячи человек, доктора наук – 1,4 тысячи человек. Среди кандидатов наук женщин было 3,9 тысячи или 47,4%, среди докторов наук – 467 человек или 33,6%. Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая Владимир Зорин полагает, что дисбаланс объясняется во многом объективными причинами. «Аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это одна из причин гендерного дисбаланса, а вторая состоит в том, что в технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над диссертациями. Образно говоря, для того чтобы вырастить доктора наук-гуманитария — а именно в этих отраслях больше женщин — нужно времени больше, чем «технаря», — рассуждает ученый. Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения. Впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел «Образование» во время переписи 2010 года. Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации для тех или иных проектов. Дополнительные гендерные и возрастные сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и сферы исследований и разработок как карьерной траектории юношей и девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы «старения» науки.
|