Золотой сайт    
 
 

О досудебном порядке урегулирования налоговых споров



19.06.2024

О досудебном порядке урегулирования налоговых споров

Для налогоплательщиков урегулирование налогового спора в досудебном порядке – это в первую очередь, быстрый и бесплатный способ устранить нарушения своих прав, не доводя дело до судебного разбирательства, а для налоговых органов оптимизация контрольно-надзорной работы.

Досудебное урегулирование налоговых споров состоит из двух основных этапов:

1) рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты, составленные по результатам проведенных контрольных мероприятий;

2) рассмотрение во внесудебном порядке заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты налоговых органов ненормативного характера - для которых предусмотрен апелляционный порядок.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, следующий:

1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются. Форма жалобы и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.

2. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы в соответствии с п. 1 ст. 139 Кодекса направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Необходимо помнить, что перед подачей искового заявления в суд прохождение процедуры обжалования актов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц в вышестоящий налоговый орган стало обязательным с 01.01.2014 г. согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ. «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

3. Согласно ст. 139.2 Кодекса жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Она может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.

 

 

В жалобе необходимо указать (п. п. 2, 6 ст. 139.2 НК РФ):

- Ф.И.О. налогоплательщика;

- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

- наименование соответствующего налогового органа;

- основания, по которым считаете, что ваши права нарушены;

- ваши требования;

- способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

В противном случае вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения согласно ст. 139.3 Кодекса.

4. Жалоба заявителя, как в общем порядке, так и в апелляционном порядке рассматривается вышестоящим налоговым органом.

5. Срок подачи жалобы, предусмотренный ст. 139 Кодекса, составляет один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав - для обычной жалобы, а для апелляционной жалобы согласно ст. 139.1 Кодекса один месяц, начиная с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю и один год с момента вынесения решения - для жалобы на решения, которые могли быть обжалованы в апелляционном порядке, но обжалованы в установленный срок не были.

6. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение:

- месяца со дня ее получения (жалоба на решения, принятые в порядке ст. 101 Кодекса);

- 15 рабочий дней для всех остальных жалоб и вынести по ней окончательное решение.


Возврат к списку




Вернуться назад