На главную страницу Администрация Кыштымского городского округа

АКТУАЛЬНО: Губернатор Челябинской области Михаил Юревич выступил с Посланием к Законодательному Собранию Челябинской области. ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ


01.03.2013  Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые жители Челябинской области!
Мы подводим итоги года в новых политических условиях. В марте 2012 года состоялись выборы Президента России. Основные задачи для страны и регионов Владимир Владимирович Путин обозначил в предвыборных статьях, в серии указов после вступления в должность и в своем послании Федеральному Cобранию. По этим документам выстраивается и наша региональная политика.
Сегодня возросла роль общественных объединений. Появляются новые политические партии, у которых еще нет опыта парламентской работы. Политическая палитра региона становится более насыщенной.
В этих условиях важно, чтобы было общее понимание в оценке итогов года и направлений будущего развития области.
В 2012 году рост объемов промышленного производства составил 1,9 процента. Некоторые увидели в этом  замедление темпов развития. Критики власти не видят или не хотят видеть, что в экономике идет своего рода перераспределение сил, средств, приоритетов.
Челябинская область плотно интегрирована не только в российское, но и мировое экономическое пространство. Это всегда нужно учитывать. От нас не зависят макроэкономические процессы, динамика мировых цен, баланс спроса и предложения. А мы от этих факторов  зависим, и по-прежнему очень серьезно.
С этими проблемами столкнулись, прежде всего, наши металлурги. Они первыми вышли на мировой рынок и узнали настоящую цену интеграции. Тем не менее, завершаются масштабные инвестпроекты на металлургических комбинатах Челябинска и Магнитогорска, ряде других металлургических заводов. Общие объемы инвестиций в эти проекты составили 100 миллиардов рублей. Например, на этой неделе посещали новое рельсобалочное производство на ЧМК. Оно выведет комбинат на новый уровень конкурентоспособности. Но тем не менее произошло снижение выручки у всей металлургической отрасли, что и потянуло назад экономику области. Также снижение произошло по машинам и тракторам. Но у нас произошел рост по строительству, транспорту, в банковской сфере. И сейчас можно четко констатировать, что металлургическая отрасль важна, но не является бюджетообразующей. В 2012 всем металлургам вернули налоги на прибыль, больше область ничего не должна. В этом году ММК предъявил области 2,4 млрд. возврата налога на прибыль. Это тяжелейший удар для областного бюджета. Еще не знаем, как его будем закрывать.
Конкуренция со странами Европы, Китаем и США – нормальное явление. Мировые компании – не только конкуренты, но и потенциальные партнеры. С ними можно и нужно сотрудничать. В 2012 году подписан целый ряд соглашений о сотрудничестве, созданы и получают развитие необходимые деловые коммуникации с зарубежными партнерами, с начала этого года начал работу Итальянский визовый центр.
Агентством стратегических инициатив Челябинская область включена в перечень пилотных субъектов по внедрению «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Это позволит увеличить инвестиционную привлекательность области и соответственно объем вложений.
Объём капитальных вложений по итогам года перевалил за 200 млрд. рублей. Мы никогда не достигали такого показателя, он перейдет в качество роста промышленности. Но нам необходимо удваивать валовой региональный продукт за ближайшие 3-4 года. Более 200 миллиардов – очень хороший показатель, мы можем ожидать рост на 2014 год – 7-8%.
Экономика области должна в разумной мере подстраиваться под мировую экономику. Быть мобильной, гибкой, иметь «подушки безопасности» в реальном секторе. В этом мы видим главную задачу новой индустриализации региона. Сегодня здесь происходят существенные качественные перемены. Они требуют больших сил, затрат и времени.
Новым вектором экономического подъема в регионе становится цветная металлургия. Только инвестиционная программа «Русской медной компании» по строительству Михеевского и Томинского горно-обогатительных комбинатов превышает 60 миллиардов рублей. Расширяется золотодобыча, идет освоение нерудных месторождений. Крупные инвестпроекты в этом направлении – почти на 15 миллиардов рублей – реализует компания «Южуралзолото». Безусловно, отдача от этих вложений будет, и она будет достаточно весомой. Это очень крупные инвестпроекты.
Стартовали крупнейшие инвестпроекты в энергетике – строительство нового энергоблока на Троицкой ГРЭС, новой станции в Южноуральске, двух энергоблоков на челябинских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, реконструкция ЧГРЭС, три энергоблока будет запущено в 2014 году. Объем инвестиций там 28 млрд. рублей.  Реализация этих проектов сделает регион энергетически бездефицитным уже в ближайшей перспективе. Это очень большой плюс, потому что это налоги от современной энергетики.
Еще один ключевой итог последних лет - Челябинская область в полной мере стала индустриально-аграрным регионом. Со всеми преимуществами такого статуса. Развитые сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность делают экономику более сбалансированной. Несмотря на то что климат у нас не очень хороший, он позволяет вести производство. Зона земледелия большая, площади посевные измеряются миллионами гектаров. Центр переработки сосредоточен в Челябинской области.
Внутри аграрно-промышленного комплекса тоже начались серьезные перемены. Кроме зернового комплекса, инвестируется производство других видов злаков, овощей, строительство современных тепличных комплексов. Таких комплексов, как в Чурилово, например, немного даже в мире, не говоря о стране. Все эти меры позволили снизить риски, которые отчётливо проявились в засушливом 2012-ом году. Пищевая промышленность по количеству занятых и налогов – больше металлургии, и этот рост продолжается.
В регионе одновременно строится несколько птицефабрик и свинокомплексов. Область вышла на 3-е место в России по производству мяса птицы. Фуражные культуры, которые некуда раньше было девать со всего Урала, потребляются на территории Челябинской области. У нас взрывной рост мясного животноводства, но в следующем году мы достигнем верхней  планки. С имеющимися темпами Южный Урал через два года станет одним из крупнейших производителей мяса всех видов в стране.
Признателен Законодательному Собранию за консолидированное решение о государственных гарантиях под инвестпроекты. Экономика области, если говорить образно, начала забег на длинную дистанцию. Нужно накапливать силы, чтобы достойно завершить начатые проекты.
Отмечу еще один принципиальный итог 2012-го года. Наша область вошла в пятерку ведущих российских регионов по уровню конкурентоспособности. В рейтинге «ОПОРЫ РОССИИ» область заняла второе место по созданию условий для развития предпринимательства. Сегодня именно средние предприятия в двести-триста человек добиваются успехов в машиностроении, стройиндустрии, производстве оборудования, торговле и логистике. Они ориентируются на инновации, предлагают новые  материалы и технологии. Руководители и специалисты таких предприятий мобильны, способны принимать нестандартные решения.
Малые и средние предприятия – прочная основа муниципальной экономики и занятости населения. Мы своевременно сделали шаг навстречу этому сектору, оказали поддержку в муниципалитетах. Пример продолжения такой политики – новая производственная площадка для предпринимателей «Малая Сосновка» в Челябинске. Я напомню, что резидент площадки бесплатно получает в аренду участок земли со всеми необходимыми коммуникациями. А после строительства завода земля переходит в собственность инвестора.
Подобная поддержка особенно важна в свете инициативы Президента России – «передать на муниципальный уровень основную массу налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов». Уверен, что эффект на местах будет ощутимым. Все мы понимаем, что малый бизнес не может развиваться без больших «локомотивов» бизнеса. Должны быть ММК, УралАЗ, Южуралзолото, которые работают, в область поступают налоги, которые перераспределяются и выходят на рынок. Чем больше объем этого рынка – тем мощнее у нас малый бизнес. Нам интересно, чтоб малый бизнес был не только в торговле, но и в производстве. Но это в будущем.
В целом, в 2012 году область вела взвешенную, социально ориентированную бюджетную политику. Собственные доходы консолидированного бюджета области впервые превысили отметку в 100 миллиардов рублей и составили 106 миллиардов рублей. Это с учётом того, что возврат налога на прибыль составил 5 миллиардов рублей, если его не было – область прожила бы 2012 год шикарно.
Этого достаточно для решения текущих задач, но не в перспективе. У области появляется много новых расходных обязательств. Росту расходов на сегодня препятствует дефицит бюджета и его законодательно установленный «потолок». Область не может превысить лимит внешних заимствований, потому что есть потолок – не более 10% от объема бюджета в год. Поэтому в 2012 году мы обошлись без заимствований и были погашены кредиты, взятые предыдущей администрацией. Тяжело прошел год – возврат налогов, кредитов, взятых в 2008-2009 годах. 2013 год нам без кредитов не обойтись, потому что социальные обязательства больше, чем может позволить экономка области.
Чтобы поднять уровень бюджетообеспеченности, нужно увеличить объем валового регионального продукта в 1,5 раза — как минимум на 400 миллиардов рублей. Эту цель необходимо достигнуть в среднесрочной перспективе – в ближайшие пять лет.
Рост бюджетных расходов усиливает внимание контрольных органов к их использованию. Принципы контрактной системы, озвученной в Послании Президента Федеральному Собранию, во многом уже внедрены в региональную практику. Контроль должен быть усилен как на уровне региона, так и в муниципалитетах. Важно соблюдать требуемый уровень оформления конкурсной документации. Особенно сейчас, при подготовке к новому сезону дорожно-ремонтных работ, мероприятий по благоустройству, ремонту фасадов и кровель, капремонту жилого фонда.
Отдельно отмечу, что изменилась структура поступлений в бюджет. Снижение доли доходов от металлургии на 42 процента замещается поступлениями от производства машин и оборудования, пищевой промышленности, строительной отрасли, транспорта, банковской сферы, оптовой и розничной торговли.
О перспективах такого замещения мной говорилось в Послании Законодательному Собранию по итогам 2010 года, в других программных выступлениях. Спустя два года можно констатировать, что область во многом ушла от моноотраслевой зависимости. Научилась не только производить, но и эффективно торговать – с другими регионами и странами. Челябинск возвращает себе славу крупного торгово-промышленного города — как сто лет назад, на пике экономического подъема того времени.
За последние два года у нас вдвое снизился уровень безработицы. На сегодня он составляет 28 тысяч человек, это 1,47 процента. Большинство стран мира сегодня мечтают о таких показателях. А для нас это реальность. Но модернизация производства будет высвобождать «лишние руки», они будут выходить на рынок труда, и создание новых производств необходимо.
В 2012 году только за счет ввода инвестпроектов создано почти 5 тысяч новых рабочих мест. Выросла востребованность производственных специальностей и профессий.
В полной мере оправдалась переориентация профобразования на потребности реального сектора экономики.
К минимуму сведена задолженность по заработной плате. Можно сказать, что как социальная проблема она перестала существовать.
Область полностью выполнила взятые на себя социальные обязательства – перед ветеранами, пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, детьми-сиротами. На эти цели с учетом федеральных средств направлено в общей сложности 18 миллиардов 700 миллионов рублей.
В 2012 году мы снова увеличили количество детей, возвращенных в семью: в 2011 году их было 839, а в прошлом году – 871. Также на 17 процентов увеличилось количество усыновленных детей. В устранении такого явления, как социальное сиротство, надо объединять усилия бизнес-сообщества, органов власти, общественных организаций. Хочу отметить, что в развитых странах всех сирот разбирают, желающих усыновить больше, чем сирот. А у нас наоборот. Ребенка усыновляешь маленьким – он становится родным, и тебя воспринимает как родного. В других странах это видят, а у нас надо менять менталитет.
Практический опыт такого взаимодействия есть. При финансовой поддержке Группы «Магнезит» в Саткинском районе реализуется программа «Крепкая семья». О ней много говорили, она давно реализуется, это не новое веяние. Но она до сих пор действует локально, в территориальном формате. Это задача, поставленная на федеральном уровне.
Достаточно сложными остаются задачи в ключевых социальных отраслях: образовании и здравоохранении.
Регион выполнил поручение Президента России привести заработную плату учителей в соответствие со средним уровнем заработной платы в экономике. По итогам года она превысила 22 тысячи рублей. В этом году необходимо окончательно устранить немотивированный разрыв между зарплатами директоров и сотрудников школ, других муниципальных учреждений. Потому что были факты, когда зарплата руководителя в 5-6 раз превышает учительскую, в 2 раза – терпимо, но когда в 5 раз – это просто некрасиво.
Продолжается модернизация школ – прежде всего, в дистанционном обучении. Нужно использовать все возможности, которые предоставляет Интернет. Особенно при обучении детей-инвалидов, сельских ребят, одаренных детей. У каждой школы должен быть сайт с возможностью родителям зайти на него и узнать оценки ребенка, проконтролировать домашние задания. Во многих школах это есть, но не во всех. Но ничего сложного в этом нет.
В текущем году более 250 школ получат современное спортивное и медицинское оборудование. В 30 школах запланирован капитальный ремонт. Область приобретет более 80 школьных автобусов. На эти цели запланировано более миллиарда рублей.
Объемы средств по социальным программам внушительные. Местами не обходится без злоупотреблений.  Серьезный урон был нанесен репутации областного здравоохранения. Это и не во всем верная расстановка приоритетов в закупке оборудования, и пресловутый человеческий фактор. Оргвыводы уже сделаны.
Корректировки в 94-й федеральный закон не сделали его эффективней. Прежде всего – в части закупок для государственных и муниципальных нужд. Относительно внятно прописаны лишь процедуры для приобретения оборудования. Но сложно организуется  его установка, программное обеспечение, сервисное обслуживание, обучение кадров.
С этими проблемами сталкивается практически каждое медицинское учреждение. С переходом к контрактной системе важно уже сейчас должным образом обучать специалистов в этой сфере. Чтобы не оставлять места для последующих разбирательств, в том числе с участием правоохранительных органов.
Уважаемые депутаты!
Мы всегда старались принимать консолидированные, взвешенные решения. Уверен, что эта здравая логика будет сохраняться и дальше, особенно в вопросах, которые касаются ежедневной, бытовой жизни южноуральцев.
Регион по-прежнему участвует во всех ключевых федеральных программах. Будет усилена ставка на государственно-частное партнерство, на продолжение активной инвестиционной политики, на развитие «инфраструктуры повседневности», о которой я говорил два года назад.
Результаты есть. Строго по графику идет расселение проблемной части поселка Роза. Основной объем жилья по этой программе сдан в Копейске и Коркино. При этом не были свернуты программы по расселению ветхого жилья в других территориях области.
Совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ в течение трех лет будут расселены 729 ветхих и аварийных домов общей площадью 227 тысяч квадратных метров. Доля областного бюджета в реализации данных мероприятий составит 45 процентов, средств Фонда – 55 процентов. Южноуральцы заметят существенное улучшение в решении этой проблемы. Это то жилье, которое уже признано ветхим официально. Порой ветхим признаются пятиэтажки, которые строили в 60-х годах. Когда мы сейчас говорим о строительстве, мы говорим о том, что дом стоять минимум 200 лет.
Принципиально важным для области считаю решение федерального правительства продолжить реконструкцию трассы М-5 «Урал». Работы идут не только в горнозаводских районах, но и на Екатеринбургском направлении. Это как минимум повысит безопасность дорожного движения. Также будет продолжен ремонт и строительство областных и муниципальных дорог. Хочу отметить, что Владимир Путин принял в свое решение, что дорожный фонд защищен. И то, что заложено на дороги, – мы должны на них направить. Благодаря этому, дорожная революция продолжится и в этом году, и жители даже малых городов увидят улучшения в благоустройстве своих территорий. Ни для кого не секрет, что до этого в области собственных денег не было, дорожного фонда не было, деньги выделялись хаотично, и во многих городах просто все развалилось. Но за три года жители заметили позитивные изменения, и их надо продолжать.
Серьезный социальный эффект дало строительство жилья. Сдано свыше 1 млн. 670 тыс. квадратных метров. На очередной рекорд в строительстве жилья вышел Челябинск – свыше миллиона квадратных метров. Активизировался рынок ипотеки – выдано свыше 22 тысяч 700 ипотечных кредитов на сумму почти в 24 миллиарда рублей. Это огромная сумма. Область по ипотеке просто рванула, это отметили даже на федеральном уровне. Сегодня Челябинск лидирует среди российских городов-миллионников по уровню доступности жилья.
По этому показателю область хорошо смотрится среди регионов Уральского федерального округа. К примеру, средняя стоимость одного квадратного метра нового жилья у нас составила 33,9 тыс. рублей; а элитное жилье – 50-55 тыс. за квадрат. На Ямале – 60,2 тыс. рублей, в Свердловской области также примерно. На вторичном рынке у нас квадратный метр в среднем стоит 29,6 тыс. рублей; в Свердловской области – вдвое больше.
Должна полностью решиться проблема обманутых дольщиков. В прошлом году был ужесточен федеральный закон. Областью были предприняты достаточно успешные шаги по всем проблемным домам. При Корпорации жилищного строительства и ипотеки создан Фонд защиты дольщиков. Считаю, также необходимо пересмотреть условия для строительных компаний. Сделать безусловным аудит – чтобы пресечь проблему обманутых дольщиков на корню.
Успешным оказался опыт по строительству доступных квартир-студий, стоимость которых варьируется в пределах миллиона рублей. Настойчиво предлагаю главам внедрить это, но никто не внедрил. А спрос на них будет гигантским. Наш опыт комплексно изучают другие регионы: от планировки квартир до механизма предоставления субсидий. Важно стимулировать корпоративные программы, такие примеры есть у нас. Жду активных действий со стороны муниципалитетов. Не может быть стоимость квадратного метра в малых городах выше, чем в Челябинске. И если это имеет место – это результаты недоработки местных властей, которые просто не обеспечивают условия для удовлетворения спроса на жилье.
Решение жилищной проблемы способствовало увеличению рождаемости. Она впервые с 1991 года  превысила уровень смертности.
В прошлом году родилось почти 50 тысяч маленьких южноуральцев. Они вырастут быстро. Поэтому вопрос о детских садах становится еще более актуальным, он на контроле Президента.
Регион лидирует в Уральском федеральном округе по уровню охвата дошкольным образованием. По группе детей от трех до семи лет он составляет 96 процентов. В 2012 году открыто свыше 6 тысяч дополнительных мест. В 4 муниципалитетах завершено строительство новых детских садов, на днях открывал в микрорайоне «Парковый» в Челябинске два огромных детских сада.  
Сейчас очередь в детсады насчитывает примерно 3 тысячи 200 детей в возрасте старше трех лет. С учетом демографического роста и миграционных процессов к 2016 году их число возрастет до 20 тысяч. Тем не менее, потребность в местах для детей от 3 до 7 лет к указанному сроку должна быть полностью закрыта.
Для этого перед нами поставлена задача максимально снизить административные барьеры для организации частных и малокомплектных детских садов. Это поручение уже дано Правительству области. Есть традиционные детские садики, которые хорошо себя зарекомендовали, дети всесторонне развиты, но, тем не менее, малокомплектные детские сады – они тоже есть. И надо упростить процедуру получения разрешения  на их открытие.
Люди оценивают наши действия по тому, как им спокойно, удобно, комфортно живется. Насколько качественно решаются их проблемы.
Обязательно будет продолжена работа по благоустройству городов и поселков. Схема пропорционального выделения средств зарекомендовала себя достаточно хорошо, т.е. деньги выделяем пропорционально численности населения.
Значительно возросли требования к качеству государственных и муниципальных услуг. Многомесячное хождение бумаг по кругу – это вчерашний день. Поэтому планомерно ведется работа по внедрению «электронного правительства». Это сложнейшая задача требует сил, средств, специалистов. На текущий момент Челябинская область входит в число российских лидеров по интернет-коммуникациям. Поручение Президента России обеспечить 90 процентов жителей региона доступом к услугам в режиме «одного окна» к 2015 году будет выполнено.
В регионе сохраняется положительная тенденция к снижению количества преступлений и правонарушений (минус 8,4%), дорожно-транспортных происшествий (снижение на 1,5%). Приступил к работе областной Уставный суд, что усиливает контроль над применением региональных законов и муниципальных актов.
Сложилась достаточно гибкая система общественного контроля над деятельностью органов власти. Эту работу ведут региональная и муниципальные Общественные палаты, Уполномоченные по правам человека и ребенка, профессиональные объединения, средства массовой информации, интернет-сообщество.
Нас пытались упрекать за излишнее внимание к имиджу области. Но правильно «себя показать» - это тоже большое умение. Считаю, что 2012 год был поворотным в этом плане.
Область принимала Чемпионат Европы по дзюдо, европейское первенство по водному поло. Уже в новом году в Челябинске прошел Матч Звезд континентальной хоккейной лиги. Мы принимали общероссийский фестиваль «Весна студенческая», международный фестиваль классической музыки. Все мероприятия прошли на высоком организационном уровне. Через год предстоит еще один крупнейший международный турнир – Чемпионат Мира по дзюдо. Готовим наших спортсменов к Зимней Олимпиаде в Сочи, и уже в декабре принимаем в Челябинске эстафету Олимпийского огня.
Эти значимые события позволили совершенно по-другому взглянуть на наш регион. О Челябинске заговорили как о спортивной столице Урала. Сейчас еще больше заговорят благодаря метеориту, на имидже он скажется положительно. Метеорит сработал на узнаваемость, а общественные события раскроют регион в более позитивном плане. Отмечу, что такие важные спортивные события по популярным соревнованиям – достаются в тяжелой конкурентной борьбе с другими регионами. Здесь нам метеорит помог, нам надо просто правильно «раскрыть» нашу область.
Мы и дальше будем проводить спортивные турниры, по возможности, именно международного уровня. По затратам они не дороже общероссийских, но отдача более весомая. Разумеется, это потребует от нас постоянного внимания к вопросам улучшения городской среды Челябинска, его инфраструктуры. Областной центр всегда должен выглядеть достойно, быть ориентиром для других наших городов.
Уважаемые депутаты!
Важной задачей остается обеспечение безопасности населения, в том числе – при возникновении форс-мажорных ситуаций. События 15 февраля 2013 года показали, с одной стороны, наши слабые места, а с другой – готовность оперативно, в сжатые сроки ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации. Повреждения получили 7320 социальных объектов и жилых домов. Остекленение восстановлено в более чем 90 процентов зданий. Крупные объекты проходят экспертизу. К середине марта основные работы будут завершены.
Благодаря общей работе, поддержке федерального центра, других регионов, от последствий взрыва область восстановилась быстро. Это яркий пример сплоченности, взаимной поддержки, уважения друг к другу.
После этого события многие по-другому посмотрели на себя, на своих близких, на весь окружающий мир. Не правы те, кто говорят сегодня о разобщенности и о душевной скупости людей. Мы способны, и главное — готовы защищать друг друга.
Благодарен всем жителям региона за самообладание и взаимовыручку. Спасибо всем, кто в эти сложные дни помогал сохранить здоровье и жизни наших земляков, обеспечил спокойствие и стабильность в регионе.
Уважаемые депутаты, южноуральцы!
Перед областью в 2013 году стоят масштабные задачи. Но я уверен, что это будет ровный и в целом спокойный год. Начнется отдача от экономических проектов. Продолжится реализация областных социальных программ. Немало интересных предложений есть на уровне муниципалитетов.
Признателен вам за понимание задач, стоящих перед регионом. Они решаемы и обеспечивают уверенное движение вперед – к процветанию Южного Урала и всей нашей страны.
Спасибо за внимание!

Возврат к списку новостей




 

       







Работает на «Битрикс: Управление сайтом» © «Администрация Кыштымского городского округа», 2006-2015