Истоки государственной организации защиты населения в России берут начало в Феврале 1918 года в г. Петрограде. Здесь для борьбы с германской авиацией был организован Революционный комитет обороны Петрограда во главе с Я.М. Свердловым, вместе с тем создана противовоздушная оборона г. Петрограда. Сложилась система обеспечения защиты населения: «Оповещение-защита-оказание помощи».
В 1925 году Реввоенсоветом СССР разработаны общие принципы организации ПВО страны.
В 1929 году предприятия страны получили название объектов ПВО первой и второй категории.
В связи с увеличившейся угрозой возникновения новой мировой войны в конце 1930 годов по всей стране была начата подготовка кадров Местной противовоздушной обороны (МПВО).
В 1931 году в районах противовоздушной обороны организованы противохимическая, медико-санитарная, охраны порядка, противопожарная, ветеринарная службы ПВО.
К 1932 году почти полмиллиона рабочих и служащих были обучены мерам противовоздушной и противохимической защиты. Было создано около трех тысяч формирований различного назначения. Была создана государственная организация – Местная противовоздушная оборона СССР.
4 октября 1932 года постановлением Совета народных комиссаров СССР утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
27 августа 1936 года принято постановление «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территории СССР».
В 1938 году на базе Московской центральной постоянной выставки МПВО создали «Высшие курсы местной ПВО».
7 октября 1940 годаМПВО передано из подчинения Наркомата обороны в ведение Наркомата внутренних дел. Было образовано Главное управление (ГУ МПВО).
МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 г.г.)
2 июля 1941 г. Совет народных комиссаров издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне».
В 1944 году общая численность всей системы МПВО превышала 6 миллионов человек.
В годы Великой Отечественной войны органы управления, силы и средства этой системы обеспечили успешное решение задач по защите населения и объектов народного хозяйства от воздушных налетов гитлеровцев. В период войны личный состав МПВО ликвидировал 2744 очага поражения, разобрал более 435 тыс. завалов, потушил свыше 88 тыс. пожаров и возгораний, построил и восстановил 7605 сооружений МПВО, восстановил 1060 километров водопроводных и канализационных сетей, 767 километров – линий связи. В ходе войны МПВО обеспечила укрытие в общей сложности 25,5 млн. человек, тем самым, сохранив жизнь огромному количеству советских граждан. Медико-санитарная служба своевременно оказала медицинскую помощь свыше 135 тыс. пострадавших.
Всего за годы Великой Отечественной войны было изготовлено свыше 15.5 миллионов гражданских и около 23 тысяч конских противогазов, оборудовано газоубежищ вместимостью на 6,4 миллионов человек, в 15 точках СССР были созданы токсикологические бригады, в городских пунктах МПВО вводились внештатные инструкторы – токсикологи.
За время войны нормам противовоздушной и противохимической обороны в стране было обучено почти 98,5 миллионов человек.
Война убедительно показала, что защита населения, объектов экономики и территорий в чрезвычайных условиях является одной из важнейших функций государства, делом всего народа.
МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1961 г.г.)
В Великую Отечественную войну было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожено полностью или частично свыше 30 тысяч промышленных предприятий, затоплено и взорвано свыше тысячи шахт, разорено 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинотракторных станций. Сотни тысяч бомб, миллионы снарядов и мин, других взрывоопасных предметов лежали на полянах сражений, в городах и населенных пунктах.
21 августа 1943 года было принято постановление Совета народных комиссаров СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».
31 октября 1949 года Советом Министров утверждено новое «Положение о МПВО СССР».
В феврале 1950 года принято положение «По организации городских аварийно-восстановительных отрядов МПВО.
В июне 1955 годаСовет Министров СССР принял постановления «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны и защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия».
29 июня 1955 года Главное управление службы МПВО МВД СССР преобразовано в штаб МПВО страны.
В апреле 1956 года утверждено новое «Положение о МПВО Союза СССР», в котором была определена главная задача МПВО: «всеобщее обязательное обучение населения мерам защиты от средств массового уничтожения».
4 мая 1959 года Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по обеспечению подготовки страны к местной противовоздушной обороне».
13 января 1960 года постановлением Совета Министров СССР штаб МПВО страны был сокращен. Штабы и войска МПВО были переданы в подчинение Министерства обороны страны.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА СССР
В 1961 году на базе МПВО в стране создана новая общегосударственная всенародная оборонительная система – Гражданская оборона СССР.
4 ноября 1963 года принято постановление ЦК КПСС «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения». Гражданская оборона СССР стала представлять собой организованную и отлаженную общегосударственную систему оборонных мероприятий.
18 марта 1976 года было утверждено новое «Положение о гражданской обороне Союза ССР», в котором гражданская оборона СССР определена «как составная часть системы общегосударственных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника».
Однако ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий в условиях войны способствовала однобокости её развития. Авария на Чернобыльской АЭС, разрушительное землетрясение в Армении (1988 г.) показали, что по большему счету она не готова к эффективному решению задач по защите населения и территорий при крупных ЧС. Жизнь подталкивала к образованию новой, современной системы реагирования на аварии и катастрофы.
Новым этапом развития в России национальной системы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, 18 апреля 1992 года было принято постановление Правительства РФ о создании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В 90-е годы доктрина ГО по защите территорий и населения страны от оружия массового поражения претерпевает значительные изменения. На государственном уровне определен системный подход к организации предупреждения, реагирования и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Гражданская оборона стала составной частью Российской системы чрезвычайных ситуаций.
10 января 1994 года указом Президента РФ образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все штабы ГО передаются из Министерства обороны РФ во вновь созданное ведомство.
С этого времени штабы ГО и ЧС ориентируются на разработку оперативных планов и расчетов по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в границах городов и районов. Проблемы защиты населения от ЧС, их предупреждение и ликвидация становятся главными задачами штабов ГОЧС наряду с задачами ГО. Под контроль штабов ГОЧС взяты потенциально опасные объекты городов и районов. Организуются их проверки с целью выполнения установленных требований по обеспечению безопасности. Вводится служба оперативных дежурных с целью оперативного оповещения руководящего состава городов и районов для принятия незамедлительных мер в случае чрезвычайных ситуаций.
В целях координации действий всех сил и средств в мирное время создается Комиссия по чрезвычайным ситуациям.
С 1 июля 1997 года штабы по делам ГОЧС преобразованы в Управления по делам ГОЧС городов и районов.
Прошедшие более чем полтора десятилетия убедительно подтвердили правомерность этих шагов. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных структур. МЧС России стало ведомством, оперативно и эффективно реагирующим на любые чрезвычайные ситуации, происходящие как в нашей стране, так и за рубежом.
Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире. Сегодня принимаются все меры к тому, чтобы она была реально готова к решению задач по защите населения и территорий от опасностей как мирного, так и военного времени.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
I – этап 1961-1972 – организация массовой эвакуации населения в загородную зону, подготовка к проведению АС и ДНР, строительство убежищ
II – этап 1972-1992 – накопление средств защиты от оружия массового поражения
III – этап 1992 – по настоящее время – сохранение существующей системы ГО, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени