Территориальный отдел в г. Кыштыме и Каслинском районе
23.03.2020
О портале ГИС ЗПП. Соблюдение требований при подачи обращения в территориальный отдел Роспотребнадзора.
С целью обеспечения безопасности продукции, реализуемой в магазинах, Роспотребнадзор на ежедневной основе проводит планомерную работу по выявлению различных видов товаров, не соответствующих обязательным требованиям. Данные об этих товарах вносятся на государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru)
На страницах государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей можно подробно ознакомиться с актуальной информацией по фактам выявления продукции, не соответствующей обязательным требованиям.
В разделе «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям» размещены сведения о фактах нарушения требований технических регламентов в отношении продукции, в том числе о наименовании продукции, дате производства, производителе, показателям несоответствия и регионом, в котором выявлена указанная продукция.
Роспотребнадзор продолжает обеспечивать контроль за продукцией в обороте на территории Российской Федерации.
По-прежнему остается проблематичным соблюдение требований при обращении в территориальный отдел Роспотребнадзора, в связи с чем, считаем необходимым довести до заявителя определенные условия и порядок при подачи заявления.
Важно учесть, что нарушителем Вашего права может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Пострадавшее лицо должно соблюсти претензионный порядок в соответствии с ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как следует из ч. 2 указанной статьи необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Данное требование означает, что вводится обязательный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту для тех граждан, целью обращения которых являлась постановка вопроса о проведении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя внеплановых проверок.
Без его соблюдения контролирующий орган не имеет права проводить внеплановую проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя, которого заявитель обвиняет в нарушении прав потребителя (пп. в п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 277-ФЗ). Основанием для проверки может служить только отказ или игнорирование претензии нарушителем. Обязанность доказать соблюдение претензионного по- рядка возложена на заявителя - соответствующие документы прикладываются к обращению.
Таким образом, свое требование к предполагаемому нарушителю необходимо изложить письменно, оформив письменную претензию или заявление в произвольной форме.
При этом в претензии нужно указать: 1) кому Вы направляете претензию; 2) от кого претензия (ФИО, адрес, телефон); 3) в отдельной строке нужно указать ПРЕТЕНЗИЯ или ЗАЯВЛЕНИЕ; 4) в тексте претензии изложить суть дела, желательно ссылаться на статьи закона; 5) далее четко сформулируйте свои требования; 6) в конце претензии укажите свои намерения, если Ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке; 7) дата и подпись; 8) укажите, какие документы Вы прилагаете к претензии (копия товарного (кассового) чека, копия гарантийного талона, иные документы).
Претензия (заявление) должна быть написана в двух экземплярах, один из которых передается исполнителю, а на втором экземпляре он ставит свою подпись. Если исполнитель отказывается подписывать Ваш экземпляр претензии (заявления) или просто его не принимает, отправьте его по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении). Отказ выполнить Ваши требования должен быть изложен в виде резолюции на Вашем экземпляре или в отдельном документе.
Таким образом, к обращению прикладываются все необходимые документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а также доказательства обращения к нарушителю с официальной претензией.
Важно знать, что изменения касаются только потребительских споров и не распространяются на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью, то есть когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании.
Далее, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Такая идентификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Также напоминаем, что Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом в связи с рассмотрением поступившего заявления, если в нем были указаны заведомо ложные сведения.