Администрация Кыштымского городского округа |
Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок и меры ответственности |
График приёма граждан оперативными работниками прокуратуры г. Кыштыма
ПонедельникСогласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности закупок товаров, работ, услуг, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Выделение в особое направление некоррупционного осуществления государственных закупок неслучайно. Во всем мире эта сфера подвержена повышенным коррупционным рискам.
Борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.
Главным принципом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) способствующим противодействию коррупционных проявлений при осуществлении закупочной деятельности - является обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении закупок. Вся информация о закупках публикуется на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
При проведении того или иного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа. Федеральный закон № 44-ФЗ конкретизирует перечень требований, описывает механизм вывода из состава комиссии таких лиц.
Основным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) на сегодняшний день остается открытый аукцион в электронной форме. Главной особенностью данного способа является изолированность заказчиков от потенциальных подрядчиков (поставщиков, исполнителей) при определении победителя, что, несомненно, предотвращает коррупционные проявления.
Обязанность заказчика осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений так же является одним из методов предотвращения коррупции. При этом любой участник закупки, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в процедуре и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в процедуре, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам.
Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве содержится исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и недопущением установления иных требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска и отказа к участию в торгах. При этом законодатель установил ряд обязательных и дополнительных требований.
Не менее 15% совокупного объема закупок, предусмотренного планом-графиком, заказчик обязан распределять среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Участники закупок помимо существующих требований обязаны подтверждать свою правомочность заключения контрактов и декларировать отсутствие судимости за экономические преступления. Кроме того, если начальная (максимальная) цена контракта превысит предельный размер, установленный Правительством Российской Федерации, то участник закупки – сторона контракта обязан информировать заказчика о своих выгодоприобретателях.
Все закупки планируются заранее исходя из их целей путем формирования планов-закупок и планов графиков. Приоритетным направлением планирования является приобретение для государственных и муниципальных нужд инновационной и высокотехнологичной продукции. План закупок формируется заказчиками на весь срок действия соответствующего закона о бюджете, с учетом соответствующего обоснования закупок и норм, которые предстоит установить Правительству Российской Федерации.
Введение механизма определения цены контракта не дает возможности участникам закупок сознательно завышать цену, а после отсева большинства претендентов идти на ее снижение и соответственно побеждать в торгах.
За исполнением контрактов следят и органы аудита, в качестве которых выступают соответственно Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. Результаты аудита также будут размещаться в единой информационной системе.
Одновременно законодатель также предусматривает ответственность за нарушение законодательства о закупках, которая закреплена как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.7.29-7.32), так и в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст.285-286, 288-293).
Помимо всего прочего действует институт общественного контроля. Контролировать осуществление закупочной деятельности могут граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а государство обязано всячески содействовать осуществлению такого контроля.
Д.Г. Хиноверов,
прокурор города,
старший советник юстиции
© «Администрация Кыштымского городского округа», 2006-2015 |